Железнодорожным пассажирским перевозкам нужны субсидии

Закон о железнодорожных пассажирских перевозках не будет работать без поддержки из госбюджета.

Министерство транспорта закончило разработку проекта закона «Об организации регулярного пассажирского сообщения железнодорожным транспортом в Российской Федерации» и в начале следующей недели отправит его на межведомственное согласование. Одна из главных целей этого закона – внести ясность в вопрос о субсидировании пригородных пассажирских перевозок.

Как сообщил «Гудку» заместитель министра транспорта Сергей Аристов, проект закона, над которым ведомство работало с начала этого года, готов. Документ соответствует нынешнему положению дел в области пригородных перевозок. С одной стороны, в нём нашлось место для государственного заказа на пассажирские перевозки, с другой – он учитывает возможность рыночных отношений между пригородными компаниями и пассажирами.

В соответствии с проектом на убыточных направлениях субъект Федерации, который согласно российскому законодательству обязан осуществлять социальные перевозки, объявляет государственный заказ, проводит тендер и фактически оплачивает этот маршрут пригородной компании. На рентабельных направлениях компании работают на рыночных условиях. «Разница с существующей практикой, когда компания везёт пассажиров, получает убытки, а ей это в какой-то мере компенсируется, заключается в прозрачности процесса, – говорит Сергей Аристов. – Субъект даёт деньги на то, чтобы осуществить определённое количество перевозок».

«Ситуация становится прозрачнее и для ОАО «РЖД», ведь сейчас какой-то регион хочет формировать госзаказ, какой-то не хочет, в результате социальная функция перевозок возложена на наши дочерние общества», – говорит начальник отдела нормативного обеспечения Центра по корпоративному управлению пригородного комплекса ОАО «РЖД» Алексей Ходырев. Теперь, по его словам, всё будет ясно: если региону нужны социальные перевозки, он проводит тендеры, если нет – тарифы на пригородные перевозки устанавливаются на рыночных условиях.

Проект закона, который должен внести ясность во взаимоотношения всех участников процесса организации пригородных перевозок, приобретает особую актуальность на фоне дискуссий об уровне железнодорожных тарифов на ближнюю перспективу и способов государственной поддержки железнодорожной отрасли.

Как уже писал «Гудок», в понедельник премьер-министр Владимир Путин провёл совещание, на котором был предварительно определён уровень индексации железнодорожных тарифов на перевозки грузов в 2011 году (8%, хотя ОАО «РЖД» представило обоснования того, что уровень индексации должен составить 12,1%). На том же совещании в качестве одной из мер, которые помогли бы сбалансировать инвестиционную программу ОАО «РЖД» на фоне сдерживаемой индексации грузовых тарифов, премьер назвал работу с регионами по компенсации выпадающих доходов компании от пригородных перевозок. Вслед за этим замминистра транспорта Андрей Недосеков сообщил журналистам, что Минтранс проводит работу с регионами по более точному определению методики их подсчёта.

Как сообщили в ОАО «РЖД», убытки от пригородных перевозок в 2009 году составили 26,3 млрд руб., а в первом квартале этого года, по оперативным данным, – 7,2 млрд руб. О текущем состоянии дел в области пригородных пассажирских перевозок читайте на стр. 5 этого номера.

«Проблема в том, что сейчас у регионов нет обязанности компенсировать разницу между экономически обоснованным тарифом и тем, который установлен в реальности, – говорит первый заместитель председателя комитета по транспорту в Госдуме Владимир Клименко. – Губернаторы говорят, что они должны устанавливать тарифы, а вот компенсировать разницу они не могут».

«Гудок» ранее писал ещё об одной проблеме, которую должен решить закон о пассажирских перевозках. Представители регионов в один голос утверждают, что государственный заказ можно будет сформировать лишь при помощи дотаций из федерального центра, поскольку у регионов на это денег нет.

В законопроекте предусмотрено софинансирование из федерального бюджета, будет разработана соответствующая методика определения размера этой помощи, обещает Сергей Аристов.

Между тем, как сообщили в ОАО «РЖД», представители Министерства финансов, участвующие в рабочей группе, были категорически против этого. Источник в Минфине заявил «Гудку», что по закону обязательства по осуществлению пригородных перевозок относятся к компетенции исключительно субъектов Федерации, поэтому говорить в этом случае о государственном заказе и выделять на него средства просто нет оснований.

В РЖД, в свою очередь, считают, что без дотаций из федерального бюджета госзаказ на пригородные перевозки проблему не решит.
«Законопроект предусматривает, что субъекты Федерации будут просто обязаны заключить договоры социального заказа, и они их заключат на тот объём средств, который у них есть для этого в бюджете, – предполагает источник в РЖД. – Подобные договоры мы заключаем и сейчас, но проблема в том, что этих средств мало. К примеру, объём компенсации по договору с Башкирией – всего шесть миллионов рублей, в то время как в приложении к этому договору перечислены все маршруты электропоездов, которые есть на данный момент в республике. Понятно, что реальный объём убытков от них в десятки раз больше».

Кроме того, полагает источник, если ситуация с финансированием не изменится, закон может даже ухудшить положение компании, поскольку она лишается судебной перспективы. «Если договор подписан и там определена сумма компенсации, то сложно идти в суд и доказывать, что она не соответствует реальным расходам», – говорят в РЖД.