Способно ли государство защитить бизнес от государства?

Введение института уполномоченных по защите прав предпринимателей можно считать декларацией о намерениях государства в отношении бизнеса. Обернутся ли благие намерения реальной пользой? На прошлой неделе в Омске состоялась любопытная дискуссия, участники которой попытались создать некий собирательный образ будущего омбудсмена.

Получился почти былинный богатырь. Понятно, что в жизни былинные богатыри встречаются редко, но дискуссия, на мой взгляд, была полезной, поскольку она позволила выйти на проблемы более общего порядка.

Да, поддержка предпринимателям необходима. Да, желательно, чтобы у них было больше законных и, главное, реальных возможностей отстаивать свои интересы. Но я бы не стал утверждать, что введение должности уполномоченного по защите прав предпринимателей вытекает из объективных потребностей бизнеса.

Наивно же думать, что придет некий независимый, облеченный гигантскими полномочиями чиновник и, засучив рукава, начнет решать все наши вопросы.

Во-первых, как он может быть независимым, если подчиняется губернатору, а зарплату получает в кассе областного правительства. Во-вторых, попробуйте представить себе такие полномочия омбудсмена, которые позволили бы ему бороться с неправедными решениями судов, накладывать вето на сомнительные прокурорские постановления, пресекать произвол многочисленных контролирующих организаций…

В общем, все это из разряда ненаучной фантастики. И рычагов влияния на уполномоченного по правам предпринимателей у бизнес-сообщества тоже не будет. А уж тем более оно не сможет путем голосования заменить одного уполномоченного на другого. Попробуйте, например, таким образом снять с работы областного министра!

Вместе с тем, легко заметить, что те функции, которыми участники дискуссии гипотетически пытались наделить будущего омбудсмена, черным по белому прописаны в уставах общественных предпринимательских объединений. Ведь эти объединения как раз и создавались для выстраивания цивилизованных отношений с властными структурами, защиты интересов бизнеса, формирования культуры отношений в предпринимательском сообществе и т.д. Если права предпринимателей плохо защищены, значит, нужно просто признать, что общественные организации не выполняют часть своих уставных задач.

Причем совершенно очевидно, что никакой уполномоченный за нас наши задачи не решит. У него что, будет отдельная лестница, ведущая в кабинет губернатора? Или при омбудсмене создадут специальный региональный парламент?

Да нет, конечно. Он будет пользоваться теми же возможностями и инструментами, которые есть на сегодняшний день. Вносить свои предложения при подготовке решений областного правительства, принимать участие в выработке нормативных актов, выступать с законотворческой инициативой. Кто и что мешает общественным организациям, объединяющих предпринимателей, делать это сейчас?

Данный вопрос, по-моему, является ключевым. И ответ на него лежит на поверхности. Для того, чтобы защищать какие-либо интересы, их сначала нужно как минимум сформулировать. То есть бизнес-сообщество должно уметь вырабатывать консолидированную позицию по принципиальным проблемам, касающимся развития предпринимательства. Если нет единой позиции, то и отстаивать нечего. Если интересы разнонаправленны, то даже наделенный сверхчрезвычайными полномочиями омбудсмен окажется абсолютно бесполезным.

Когда мы сами поймем, что нужно предпринять, чтобы на территории области работали законы, чтобы правоохранительные органы не шантажировали бизнес, а занимались своими прямыми обязанностями, чтобы чиновники не устраивали бюрократических барьеров и так далее, тогда встанет уже вопрос об инструментах решения этих задач. Тогда, возможно, и фигура омбудсмена не окажется лишней. А пока, похоже, в очередной раз делается попытка поставить телегу впереди лошади…