С января будущего года подорожает стоимость проезда в маршрутках

С января будущего года в большинстве российских регионах подорожает проезд в наземном транспорте. Дороже станут и маршрутки, тариф на проезд в которых носит наиболее «мобильный» характер. А значит, не в накладе останутся многочисленные компании, владеющие бесчисленным парком «Газелей» и прочих микроавтобусов.

С 1 января 2009 года вводятся новые тарифы на перевозки пассажиров и багажа в Московской области. Отныне тариф на проезд пассажиров по маршрутам городского сообщения в автобусах, троллейбусах и трамваях, составит 20 рублей. Об этом сообщил в четверг первый заместитель министра транспорта правительства Московской области Александр Митусов.

Это решение приведет к подорожанию проезда и в маршрутных такси столицы, которые следуют за город. Москва в этом отношении не одинока — власти многих регионов уже целенаправленно подняли с нового года тарифы за проезд в этом популярном виде городского транспорта. Например, в Астрахани поднятый в сентябре до 11 рублей тариф за проезд в маршрутках с 1 января будущего года увеличится еще на рубль. Аналогичное случится и в Санкт-Петербурге. Теперь, например, путешествие из города в пригородные Сестрорецк, Пушкин, Ломоносов и Петродворец будет стоить 36 рублей вместо 32 прежних.

Впрочем, ситуация в столице отличается тем, что как такового разового повышения стоимости проезда в маршрутках по городу не вводится, а сами компании лишь скорректируют свои тарифы в зависимости от ситуации. Как сообщили BFM.ru в пресс-службе столичной группы «Автолайн», маршрутками которой каждый день пользуются десятки тысяч москвичей, введение новых тарифов на московском наземном транспорте вовсе не означает разового скачка платы за проезд в январе будущего года. Ранее, в сентябре-октябре, на некоторых внутригородских маршрутах «Автолайна» произошло плановое увеличение тарифов, поэтому дальнейшее подорожание проезда будет идти в новом году постепенно.

По словам пресс-секретаря «Автолайна» Людмилы Козловой, в настоящее время на большинстве внутригородских маршрутов компании тариф варьирует от 18 до 25 рублей, а средняя плата за проезд составляет примерно 20–22 рубля. Что касается пригородных маршруток, то в компании подтвердили, что позоновые тарифы на проезд в них действительно возрастут с 1 января. Однако плата за проезд будет не выше тех тарифов, которые установлены для пригородного автобусного сообщения «Мосгортрансом».

Правда, назвать эти тарифы комфортными для пассажиров все же нельзя. Так, если заплатив 19 рублей за билет в метро можно укатить на другой конец города, то за 25 рублей на маршрутке можно будет проехать не более 2–3 км.

Много лет в качестве маршрутных такси применялись почти исключительно «Газели». Но в последние годы власти во многих регионах стараются ограничить их использование и заменить автобусами большей вместимости. Например, в Туле с 2006 года по настоящее время число «Газелей» на маршрутах сократилось с 1,6 тысяч на 300 с лишним единиц, и в будущем этот процесс продолжится. В Томске число маршруток за истекший год сократилось с 700 единиц на седьмую часть. Плюс к тому, все большую конкуренцию «Газелям» составляют микроавтобусы других производителей.

Например, в Ростове-на Дону на более комфортабельные и вместительные микроавтобусы Hyundai, Ford и Mercedes уже заменены 1100 из 1400 работавших ранее на маршрутах «Газелей». Как заявил в четверг замглавы горадминистрации по дорожному комплексу Виктор Кочерга, после проведения очередного конкурса по общественному транспорту, который запланирован на первое полугодие 2009 года, оставшиеся «Газели» тоже заменят. Такой переход позволит на 25–30% сократить количество подвижного состава.

На это надеются и конкуренты «ГАЗа. Например, «Пежо-Ситроен Рус» планирует в будущем году увеличить на 28% российские продажи коммерческого транспорта, в том числе и для маршрутных такси. Всего до конца 2008 года Peugeot планирует реализовать в России 4,7 тысяч коммерческих автомобилей, а в 2009 году — не менее 6 тысяч автомобилей.

Впрочем, в планы смены парка маршруток в городах должен внести коррективы финансовый кризис. Например, в Санкт-Петербурге к концу 2010 года перевозчики должны заменить все маршрутки на автобусы большой вместимости. Однако средняя стоимость одного такого автобуса — 7 млн рублей, в то время как цена Peugeot Boxer начинается от 850 тысяч, модель Ford Transit Bus варьирует в стоимости от 915 тысяч до 1,350 млн рублей и столько же стоят 19-местные Mercedes Benz 32377, которые, например, в Москве курсируют на маршрутах «Автолайна». Тогда как 9-15-местная «Газель» в зависимости от комплектации обходится в 450-550 тысяч рублей.

При этом сами перевозчики привычно жалуются на убыточность своего бизнеса. В том же Санкт-Петербурге в прошлом году коммерческие перевозчики получили 400 млн рублей субсидий, тогда как по оценке Ассоциации пассажирских перевозчиков города, для нормальной работы общественного транспорта нужны субсидии в размере 1,2 млрд рублей.

Правда, верится в убыточность бизнеса маршруточников с трудом, учитывая, что, например, на многих столичных маршрутах используется труд нелегалов, а проконтролировать объемы собираемой дневной выручки практически невозможно. С нелегалами на московских маршрутах иногда власти пытаются демонстративно бороться. В частности, в один из рейдов, проведенный с 8 по 21 сентября, столичные автоинспекторы сняли госзнаки с 216 автобусов, в том числе с 28 маршруток за то, что ими управляли незаконные мигранты.

Впрочем, как сообщила пресс-секретарь «Автолайна», все работающие на предприятии сотрудники, число которых на данный момент доходит до 6 тысяч человек (включая медслужбу, административный и технический персонал и т. д.), трудоустроены согласно действующему законодательству. «Не знаю, как обстоят дела у других столичных 83-86 компаний, среди которых есть и очень мелкие фирмы, но у нас все работают «по белому»», — сказала Людмила Козлова, уточнив, что заработок водителей на маршрутах составляет 15-30 тысяч рублей.

В соответствии с установившемся порядком, каждый водитель сдает в кассу «Автолайна» сумму дневной выручки. Аналогичные правила действуют и в других компаниях. Величина выручки значительно варьирует, и для каждого маршрута имеется свое обоснование этого показателя в зависимости от таких конкретных условий, как пассажиропоток, длина маршрута и т. д. Пресс-секретарь «Автолайна» не смогла уточнить показатели рентабельности маршрутной сети, однако отметила, что среди действующих маршрутов имеются и убыточные. Однако тот факт, что компания долго работает на рынке и при этом расширяет сеть маршрутов и модернизирует автопарк, свидетельствует о том, что ее деятельность носит все-таки рентабельный характер.

Показатели рентабельности «Автолайна» зависят от многих факторов, в том числе от амортизации техники и расходов на новые машины. В настоящее время в парке компании осталось только 77 «Газелей». Имеются и автобусы Scania стоимостью свыше 150 тысяч долларов. Часть техники взята в лизинг.

«Срок использования «Газелей» равнялся 3 годам, после этого машины списывались, и соответственно за это время они должны были себя окупить, — рассказала BFM.ru г-жа Козлова. — В настоящий момент у нас нет импортной техники, срок эксплуатации которой подошел бы к концу. Однако мы рассчитываем, что, например, микроавтобусы Mercedes отработают на маршрутах 5-7 лет».

Впрочем маршруточный бизнес должен все-таки приносить неплохой доход его владельцам. Если принять в расчет, что средняя заполняемость «Газели» в течение смены составляет по 10 человек в рейс, а в течение часа машина по трехкилометровому маршруту делает 4 ходки (два раза туда и обратно), то за 12-ти часовой рабочий день при тарифе в 20 рублей среднекассовая выручка водителя должна составить не менее 9,6 тысяч рублей. За месяц эта сумма возрастет примерно до 290 тысяч рублей.

Пробег машины за рабочий день составит не более 140 км. Следовательно, если машина работает на 92 бензине, то при его нынешней цене в 22 рубля за литр, и дневном расходе 20-25 литров, на заправках за месяц придется оставить не более 17 тысяч рублей.

Из этой суммы еще надо вычесть налоги, амортизацию, зарплату водителю. В принципе, подсчитать эти расходы тоже не сложно. «Газели» начинают «сыпаться» после 50-60-ти тысяч км, но предположим, что на новой машине тоже неизбежны поломки. Вряд ли стоимость их устранения превысит сумму в 50-60 тысяч рублей за год. Таким образом, сервис не должен обойтись дороже 5 тысяч рублей в месяц. Сюда же можно добавить расходы на замену раз в полгода масла и сезонную «переобувку» шин. 10-литровой канистры марки ТНК вполне хватит, чтобы поддерживать функционирование машины в течение года, еще тысячу-другую добавим за долив тосола и омывающей жидкости в бачок. Не дороже 15 тысяч должен обойтись и комплект зимних шин. Пусть все вместе это добавит еще тысячу-другую рублей расходов на месяц. Таким образом, поддержание машины в рабочем состоянии выльется в сумму 23-25 тысяч рублей в месяц.

«Левый» талон техосмотра стоит не больше 4 тысяч рублей, но новой «Газели» он не требуется, поэтому, все амортизационные расходы по месячной эксплуатации машины на маршруте, включая страховку, не должны превысить максимум 27 тысяч рублей. К тому же некоторые столичные компании не обременяют себя оплатой мест на стоянках, предпочитая припарковывать машины у обочин. Однако добавим еще 3 тысячи для ровного счета и попытаемся подсчитать другие расходы.

Из них самой чуть ли не главной статьей должна оказаться зарплата водителей, которая варьирует, как было сказано выше, от 15 тысяч у нелегалов до 30 тысяч в месяц у законных работников. Некоторые водители работают сверхурочно, но в любом случае, двухсменная месячная зарплата будет составлять не более 40-50 тысяч рублей.

30+50 — итого 80 тысяч рублей от 290 тысячного кассового сбора. Пусть налоги и лицензия отнимают от оставшегося еще половину. Все равно в распоряжении автопарка должно оставаться не менее 100 тысяч рублей дохода в месяц с каждой машины. Таким образом, новую «Газель» при прочих благоприятных условиях можно «отбить» за 5-6 месяцев эксплуатации.

Алексей Щеглов