Поставки первых самолетов Аэрофлоту откладываются

Поставки первых самолетов SSJ-100 в 2009 году не состоятся, сообщил в среду гендиректор авиастроительного концерна «Сухой» Михаил Погосян. Это значит, что Аэрофлот не получит Sukhoi Superjet в установленный срок. Возможность выплаты неустойки авиакомпании за срыв срока поставки он комментировать не стал. Без ответа остался и вопрос о причинах задержки. Эксперты предполагают, что начало поставок тормозит сертификация авиалайнера.

Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) задержит поставки первых самолетов Sukhoi Superjet-100 (SSJ) для Аэрофлота. Главе авиастроительного концерна «Сухой» Михаилу Погосяну в среду пришлось признать: первый SSJ-100 до конца года авиакомпании поставлен не будет, как предполагалось ранее.

«Задержка поставок, возможно, связана именно с прохождением сертификации»

«Не поставим (до конца года – ред.)», – сказал Погосян, отвечая на вопросы журналистов. От дальнейших комментариев он отказался. Как сообщает Reuters, новых сроков поставки и причин задержки он не назвал. Не стал Погосян комментировать и вопрос о выплате неустойки Аэрофлоту за срыв срока поставки, добавив, что об этом компания сообщит отдельно.

Ранее предполагалось, что заказчики начнут получать самолеты в конце 2009 года, первый самолет Аэрофлоту должен был быть поставлен в ноябре. В начале октября руководитель Аэрофлота Виталий Савельев подтвердил: перевозчик рассчитывает получить первый Superjet именно в этом месяце.

При этом авиакомпания планировала вывести на линию авиалайнер сразу же по получении. «Как только нам ГСС отдаст машину, мы сразу ее возьмем и поставим на линию, по планам в ноябре текущего года», – заявил тогда Савельев.

Однако этим планам не суждено было сбыться. Начало поставок откладывалось и раньше. Так, еще в августе президент Объединенной авиастроительной корпорации (в нее входит «Сухой») Алексей Федоров говорил, что поставки начнутся только в 2010 году, тогда как Погосян настаивал, что сертификация самолетов идет по плану.

«Есть определенные риски, но наша цель – свести их к минимуму. Я по-прежнему утверждаю, что наша цель – завершить основной объем сертификационных испытаний и подготовить первые самолеты для поступления заказчикам до конца года», – говорил Погосян, заверяя, что и ресурсы «Сухого», и ресурсы партнеров нацелены на решение задачи поставить первые самолеты до конца 2009 года.

Однако то, что самолет к ноябрю не будет иметь сертификата летной годности, знающим специалистам, похоже, было и так ясно. Главный аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли разделяет это мнение. В частности, она сказал ВЗГЛЯДу, что задержка поставок, возможно, связана именно с прохождением сертификации.

Региональный самолет SSJ, рассчитанный на 78–98 пассажиров, был разработан в партнерстве с Boeing и итальянской Finmeccanica, «дочка» которой – Alenia Aeronautica – приобрела 25% плюс одну акцию гражданского подразделения «Сухого» – компании ГСС. В разработке авионики и двигателей участвовали французские Thales и Safran.

Аэрофлот является крупнейшим покупателем SSJ, эта авиакомпания заказала 30 самолетов и оформила опцион еще на 15. Вместе с Аэрофлотом новые лайнеры должна начать получать и Армавиа. Однако в этой компании уже отмечали, что сроки поставок перенесены на весну 2010 года.