Бензин может стать еще дороже

Среднероссийские цены на бензин марки Аи-92 достигли 22,2 руб. за литр (в регионах Дальнего Востока до 30 рублей), увеличившись за последние три месяца на 23,81%. Бензин Аи-95 вырос в цене с начала лета на 17,29% — до 23,67 руб. за литр. Хотя темпы роста цен в конце лета снизились, предпосылок для остановки роста цен нет и в сентябре он, судя по всему, продолжится, полагают эксперты. Как пишет сегодня газета «Коммерсантъ», в сентябре плановые ремонты различных технологических установок пройдут на 17 российских заводах. «Запланированная на сентябрь ремонтная кампания приведет к сокращению производства автомобильных бензинов и будет оказывать существенное влияние на объем предложения на свободный рынок и динамику оптовых и розничных цен на бензин в течение сентября», — уверены эксперты.

Ремонты установок можно проводить только в теплое время, октябрь — это уже критический месяц, отмечает гендиректор ВНИПИнефть Владимир Капустин. Но причин для одновременного ремонта на 17 заводах нет, добавляет эксперт. Сами нефтяники считают, что выбранное для ремонта время значения не имеет. Прежде чем начать ремонт, любой производитель накапливает запасы, чтобы бесперебойно обеспечивать рынок в период простоя части мощностей, заверяют в «Роснефти». В Минэнерго говорят, что, «по информации нефтяных компаний», в период плановых ремонтов и профилактических мероприятий на НПЗ создается необходимый запас топлива для бесперебойного обеспечения топливом потребителей.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже подозревала нефтяников, синхронно останавливающих заводские установки на ремонт, в манипулировании рынком.

Нефтяники данные предоставили, никаких санкций по этому поводу служба к ним, в конечном счете, не применяла. Но претензий у ФАС к нефтяникам достаточно. Она подозревает четыре крупнейшие нефтекомпании в манипулировании рынком и уже оштрафовала их на 1,1-1,5 млрд руб. В начале года служба повторно обвинила компании в необоснованном росте цен. За рецидивное нарушение она увеличила штрафы для них более чем в три раза, хотя решения по «Роснефти» и ЛУКОЙЛу пока нет. Вчера в ФАС не стали комментировать предстоящий ремонтный сезон на заводах.

Реального дефицита нефтепродуктов на рынке не возникнет, полагает директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков. Нефтяники продолжат обеспечение собственных сетей или могут направить на внутренний рынок часть экспортных объемов. Но у независимых от крупных компаний продавцов топлива, добавляет эксперт, «могут возникнуть проблемы».