Банкротство GM приближает крах экономики США?

Президент США Барак Обама объявил о начале процедуры банкротства одного из крупнейших американских автопроизводителей, компании General Motors (GM). Как считают аналитики компании «Калита-Финанс», спасение автогиганта может стать для администрации США пирровой победой. Сохранив GM, Барак Обама может потерять высший рейтинг надежности своей страны, что в свою очередь еще больше приблизит неизбежный дефолт самих Штатов по своим долгам.

Как сообщалось ранее, речь идет о такт называемом «контролируемом» банкротстве GM, когда конвейеры заводы не будут останавливаться, а новая администрация, контролируемая из Белого дома, займется финансовым оздоровлением предприятия. По оценкам аналитиков, банкротство GM – будет одним из крупнейших за всю корпоративную историю Америки. GM уже объявил о сокращении 20 тыс. рабочих мест, закрытии 11 заводов и продаже таких известных марок как Pontiac, Saturn, Saab и Hummer.

По оценкам аналитиков «Калита-Финанс», фактическая национализация General Motors (правительство США получит долю в новой GM объемом примерно 60%) была неизбежна по нескольким причинам. Во-первых, резкое падение спроса на машины в США значительно сократило выручку автогиганта и сделало невозможным обслуживание непомерных долгов GM: только в июне предприятие должно выплатить свыше $1 млрд. держателям облигаций.

При этом эксперты обращают внимание, что бесконечные вливания средств со стороны правительства США – уже объявлено о новом госкредите в размере $30 млрд. – не спасают дело, поскольку непомерные расходы компании на фоне резкого падения доходов съедают все субсидии. General Motors требуется реструктуризация и сокращение социальных расходов, смена автомобильного ряда (с мощных и неэкономных автомобилей (джипов и т.п.) на малолитражные машины).

Во-вторых, отмечают аналитики, банкротство и национализация автогиганта была предопределена рынком кредит-дефолтных свопов (CDS). Кредитно-дефолтный своп – это инструмент финансового страхования, страхующий банки и корпорации от дефолта по обязательствам. Это договор, согласно которому одна сторона за плату обязуется заменить другую сторону в случае неисполнения определенного (названного) обязательства. Если кто-то хочет повысить надежность купленных облигаций или выданных кредитов, он покупает на них CDS. На кредиты и облигации General Motors также выпущены CDS. Объем обязательств GM оценивается в $1 трлн (!). Для справки: весь объем рынка CDS по последним данным приближается к отметке $33-35трлн.

Аналитики обращают внимание, что при отказе GM платить по своим долгам (кредитам, облигациям), это обязательство переходит по кредит-дефолтному свопу организации (обычно это крупный банк или страховая компания), которая продала кредитору этот своп.

«Таким образом, может образоваться цепочка неплатежей и дефолтов, которая погребет под собой значительную часть финансового сектора. Хотелось бы напомнить, что одной из причин фактической национализации страховой компании AIG стали кредит-дефолтные свопы проданные AIG на возможное банкротство банка Lehman Brothers. Невозможное случилось – Lehman Brothers осенью прошлого года подало на банкротство и AIG оказалась в ситуации, когда эта страховая компания должна была выплатить вместо Lehman Brothers его долги в той части, на которую были проданы CDS. Только помощь государства помогла AIG расплатиться по своим обязательствам», – напоминают аналитики «Калита-Финанс».

По их оценке, похожая ситуация сложилась и с GM. Как только компания перестает платить по своим долгам, эта обязанность переходит к крупнейшим банкам и страховым компаниям, которые продавали CDS на долги GM. В этой ситуации опять на помощь приходит Белый дом, который летом этого года доведет вливания в автогиганта до уровня $45 млрд.

«Очевидно, что госзаймы призваны предотвратить цепочку неплатежей и предотвратят ее. Но решение одной проблемы автоматически порождает другую. Гигантские вливания в GM осуществляются, и будут осуществляться за счет бюджета США, дефицит которого приблизился к $1.8 трлн. долларов (12% от американского ВВП). Это вкупе с астрономическим долгом Штатов (свыше $11 трлн.) ставит под вопрос платежеспособность крупнейшей экономики мира. Спасение автогиганта может стать для администрации США пирровой победой. Сохранив GM, Барак Обама может потерять высший рейтинг надежности своей страны, что в свою очередь еще больше приблизит, на наш взгляд, неизбежный дефолт самого США по своим долгам», – заключают эксперты.